СНАЧАЛА БЫЛ СОЮЗ


Сенатор Сергей Катанандов о том, как формировалось современное местное самоуправление в России и зачем была нужна в Петрозаводске муниципальная милиция.

 

- Сергей Леонидович, 25 лет назад в стране был создан Союз российских городов. В то время Вы были мэром Петрозаводска. Интересная, но сейчас, к сожалению, подзабытая страница новейшей истории России. Как всё начиналось?

- Действительно, это было очень важное событие. И не ошибусь, если скажу, что Петрозаводск стоял у истоков Союза и был одним из самых активных его членов. По сути мы занимали в нем лидирующие позиции на Северо-западе России. Давайте вспомним: в начале 90-х обрушилась старая система управления. Время наступило реформаторское и переломное – жители Петрозаводска, как и вся страна, жили новыми ожиданиями. Неожиданно для себя я тогда оказался во главе города, став одним из самых молодых мэров в стране. Муниципальная власть вроде бы и была самостоятельная, но ей не удавалось отвечать на новые вызовы - мы чувствовали, что в обществе был спрос на её обновление и укрепление. Когда стала обсуждаться идея объединения городов, мы совместно с председателем горсовета Александром Колесовым и городскими депутатами посоветовались и приняли решение войти в новую организацию. Тогда Союз объединил 58 городов. А сегодня в Союз российских городов уже входят 87 муниципальных образований, в том числе Симферополь и Севастополь.

- И для чего это было нужно?

- В те годы и в тех условиях такой шаг оказался очень своевременным. В силу различных обстоятельств система местного самоуправления «варилась в собственном соку»: каждый муниципалитет, каждый город боролся за своё выживание в одиночку. С появлением Союза российских городов в стране началась практическая работа по развитию муниципалитетов, специалисты стали разрабатывать и предлагать законодательную базу в сфере формирования местных бюджетов, налоговой системы, охраны окружающей среды и других законов, связанных с работой муниципальной власти. Благодаря Союзу началось реальное взаимодействие городов, и муниципалитеты смогли свободно обмениваться опытом работы и защищать свои интересы перед федеральным центром. Надо помнить, что в то время в Петрозаводске бюджет был «дырявый», да и по всей стране взаимоотношения среди организаций и предприятий были бартерные. Муниципальной власти приходилось изворачиваться для того, чтобы организовать работу городского транспорта, уборку улиц. Мне – мэру - даже приходилось лично распределять по магазинам продукты! А что было делать, не оставишь же людей один на один с тяжелейшими проблемами, вызванными переходным периодом.

И в этих условиях мэры российских городов начали активно общаться между собой. Работа в этой организации требовала поездок по стране, чтобы посмотреть, как в других городах решают проблемы. Именно в процессе такой работы и такого общения во мне крепло убеждение, что наш город, не смотря ни на какие трудности, должен иметь своё лицо. Именно тогда, несмотря на дефицит средств в городском бюджете Петрозаводска, я принял решение строить в городе Онежскую набережную и фонтаны.

- Помнится, Вы даже муниципальную милицию успели создать…

- От населения в мэрию поступало множество жалоб на предпринимателей, на плохое качество продуктов и товаров. По всему городу как грибы росли ларьки, появлялись незаконные постройки, парковки и несанкционированные свалки, экологическая ситуация была очень сложной. Чтобы не упустить инициативу, в тандеме с министром внутренних дел Игорем Юнашом, мы первыми в стране создали муниципальную (экологическую) милицию, и благодаря жёстким мерам достаточно быстро удалось взять ситуацию под контроль и навести порядок в этой сфере. В те годы это было чрезвычайно важно. Город и горожан надо было в прямом смысле спасать от торгового беспредела.

- Как в дальнейшем сложились Ваши отношения с Союзом?

- Будучи Главой Республики и, на сегодняшний день, членом Совета Федерации, я никогда не терял из виду эту организацию. Наш комитет - Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам севера верхней палаты парламента страны - активно поддерживает законотворческие инициативы Союза российских городов. Совсем недавно была завершена работа над законопроектом о развитии городских агломераций. Речь идёт о так называемых «территориях опережающего развития», которые должны стать основой для межмуниципального взаимодействия. В Карелии такой статус получит моногород Надвоицы, а значит будут введены дополнительные налоговые льготы и усилится господдержка. Сегодня специалисты Союза и сенаторы работают в тесном контакте и обобщают предложения по введению общественного контроля в системе ЖКХ.

- Получается, что сотрудничество Союза с Советом Федерации основано на поддержке нормотворческих предложений?

- Это действительно так. Предложения от Союза подсказаны практической работой. Недавно в Совете Федерации выступил Президент Союза российских городов, опытный общественный деятель, Председатель Челябинской городской Думы Станислав Мошаров. Возглавляемая им общественная организация занимается вопросами стратегического развития муниципалитетов и плодотворно работает с экспертным сообществом. Хочу ещё раз подчеркнуть, что инициативы и активная позиция Союза российских городов приносят много пользы. Муниципалитеты сталкиваются с проблемами, которые каждый день необходимо решать, а это не так просто. Дефицит местных бюджетов, дефицит профессионалов в муниципальной власти, перегруженность полномочиями – всё это сдерживает развитие местного самоуправления.

- Что же делать?

- Надо оставлять больше налогов на местном уровне, чтобы полномочия были подкреплены деньгами. Необходимо укреплять доходную базу муниципалитетов и внедрять современные эффективные механизмы управления. Важно привлекать высокопрофессиональные кадры на муниципальную службу, чтобы оперативно реагировать на критические ситуации и готовиться к ним заранее, а не удивляться, что зимой выпал снег, а весной появились ямы на дорогах.

- Президент Владимир Путин неоднократно обращал внимание на то, что муниципальная власть должна быть ближе к людям.

- С этим трудно не согласиться. У Союза российских городов накоплен уникальный опыт сотрудничества с муниципальной властью и обществом. И у нас в Карелии есть позитивные примеры. Очень высоко оцениваю последнее решение ряда общественных организаций Костомукши объединиться в новое движение(«Идеальная Костомукша» - прим. автора), чтобы помочь местной власти совместно решить накопившиеся проблемы и сделать жизнь в городе достойнее. И это абсолютно правильно, так как лучше всего о своих проблемах знают сами горожане. Местному самоуправлению надо помогать всем миром - это пример для подражания и для других территорий.

- Сегодня в Петрозаводске запущена процедура избрания нового градоначальника. Какими качествами на Ваш взгляд должен обладать избранник?

- Считаю, что в конкурсную комиссию назначены компетентные люди, и они не ошибутся и выберут грамотного управленца. Надеюсь, что новый градоначальник придёт с новыми идеями, ясной и чёткой программой развития Петрозаводска и будет опираться на опытную команду профессионалов-единомышленников. Надеюсь, что в этой команде популистским решениям не будет места. Мы все в России уже не раз были свидетелями того, как популизм, трескучие фразы о защите интересов людей оборачиваются хаосом. Время популизма давно прошло. Нужна ежедневная, грамотная, без громких слов, научно обоснованная, опирающаяся на лучший управленческий опыт работа в интересах петрозаводчан.

- Не слишком ли это идеально? Всегда найдутся недовольные тем или иным решением. Возможно ли избежать конфликтов на такой должности?

- Бравировать своей бескомпромиссностью, конфликтовать – проще всего. Труднее выстроить конструктивные отношения с региональной властью и социально-ориентированными общественными организациями. Если управленческие решения будут обоснованы и понятны, большинство горожан и правительство поддержат их. И от этого выиграют все. Без поддержки общества любой власти трудно, особенно в кризис.

Сергей Медведев

Источник: Карелинформ