Чем шире обсуждение, тем качественнее законы.



Сергей Катанандов ответил на вопросы газеты «Карелия».

В России идут серьезные системные реформы, которые касаются каждого субъекта Федерации, непосредственно отражаются на жизни граждан, ставят новые задачи перед федеральной, региональной властью и обществом. Поэтому все актуальнее становится тема гражданского контроля и участия в принятии важнейших для страны решений, считает сенатор от Карелии, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Сергей Катанандов.

- Сергей Леонидович, какими главными направлениями работы был отмечен минувший год для Совета Федерации? И как вы оцениваете взаимодействие с вашими коллегами из Государственной думы?

- В жизни Федерального собрания был период, кода согласованность работы Госдумы и Совета Федерации оставляла желать лучшего, бывало, что представители верхней и нижней палат парламента при подготовке законопроектов работали, как лебедь, рак и щука. Конечно, из-за этого страдало качество законов. Сейчас взаимодействие двух палат Федерального собрания отработано до мелочей. И минувший 2013 год мы в Совете Федерации оцениваем как эффективный и плодотворный с точки зрения законотворческой деятельности.

Совет Федерации принимал и принимает участие в реализации всех важнейших реформ, которые инициируют и проводят Президент и Правительство России. Это реформа МВД, здравоохранения, образования. Реформируется наука, Вооруженные силы. В социальной сфере – это реформа пенсионной системы, один из ключевых вопросов по степени важности, по степени непосредственного влияния на жизнь людей.

Обеспечить все эти реформы качественной законодательной базой – серьезнейшая задача, которая стоит перед представительными органами власти. Каждое из таких масштабных преобразований сопровождается широкими дискуссиями на круглых столах, выездных заседаниях комитетов, встречах в регионах. Активно идет обсуждение в интернете. Поступают предложения об общественности, научных, экспертных сообществ. И, безусловно, мы внимательно изучаем все точки зрения, замечания, инициативы. Это большая работа, в которую вовлечены все члены Совета Федерации.

- Но ведь звучат не только предложения – звучит и критика в адрес законодателей. Ее тоже учитываете?

-Масштабные реформы такого рода, касающиеся главных сфер жизни страны, конечно, всегда находятся под прицелом внимания различных политических сил, и оппозиционных в том числе. Если это конструктивные, обоснованные возражения, то мы, безусловно, открыты для их обсуждения. Но нередко звучит и огульная, поверхностная критика. Для того, чтобы ее отражать, находить сильные аргументы в поддержку нашей позиции, необходимо поддерживать постоянную связь с регионами. Я благодарен правительству Карелии, Законодательному собранию за то, что у республики всегда есть своя четкая, принципиальная позиция. За то, что мы можем опираться на мнение избирателей, на тех, кто нас делегировал представлять интересы в Совете Федерации. Благодаря нашему взаимодействию мы имеем возможность своевременно реагировать на новые вызовы, на проблемы, которые волнуют людей.

-Может быть, вы приведете пример такого взаимодействия?

- Одна из самых обсуждаемых и острых для Карелии тем – изменения в федеральном налоговом законодательстве. Имеется в виду создание консолидированных групп налогоплательщиков. Напомню, что из-за вхождения в такую группу Костомукшского ГОКа Карелия потеряла серьезную часть налоговых поступлений. Благодаря совместной работе с региональной властью нам удалось добиться частичной компенсации этих выпадающих доходов для республики.

Но на этом мы останавливаться не намерены. Надеюсь, что 2014 год станет переломным в этом вопросе. Большинство членов нашего комитета настаивают на отмене консолидированных групп налогоплательщиков, считают, что по отношению ко многим регионам это нововведение было несправедливым. Я поддерживаю эту точку зрения, солидарен позицией с главой Карелии. В республике непростая экономическая ситуация, лишних денег в региональной казне нет. Жители Карелии справедливо требуют: мы не должны делать кому-то «подарки» в такой ситуации. Эти средства необходимы самой республике, чтобы решать острые социальные, инфраструктурные проблемы. И бюджет, налоговое законодательство – важнейший инструмент для этого.

- Но, если говорить о российском бюджете на этот год, то ведь он тоже формировался сложно…

- Да, нам приходилось несколько раз возвращаться к проекту бюджета, пересматривать статьи расходов в силу того, что их в достаточной степени не обеспечивают запланированные в трехлетнем бюджете доходы. В российской казне появился дефицит, рост отечественной экономики замедлился, связано это, в том числе, с проблемами в глобальной экономике.

При этом главное для нас – выполнять все социальные обязательства перед гражданами страны, все гарантии, предусмотренные, в том числе, «майскими» указами Президента России. Это безусловный приоритет. Конечно, в такой ситуации формировать бюджет непросто, это сопровождается острыми дискуссиями, как в Госдуме, так и в Совете Федерации. Немало времени и усилий уходит у сенаторов на то, чтобы отстоять интересы своих регионов и добиться, чтобы каждый из субъектов Федерации получил средства на те или иные важные для конкретной территории программы.

Наш комитет ведет в этом направлении большую работу, и этот год был важным с точки зрения представлениями регионами своего потенциала в Совете Федерации. В конце апреля в верхней палате парламента с большим успехом прошли Дни Республики Карелия, после нашего региона свои возможности и предложения представило много других российских территорий.

- Насколько активна Карелия на федеральном уровне по сравнению с другими регионами?

- Суперактивна, иногда слышу мнения, что даже чрезмерно активна (улыбается – ред.) В том числе и в интернет-среде благодаря широкому распространению современных информационных технологий, очень высокой доле пользователей глобальной сети. Это, на мой взгляд, очень важно и позитивно, но необходимо также эффективно использовать имеющиеся у нас инструменты влияния – в том числе институты гражданского общества, такие, как Общественная палата, к примеру.

Необходимо понимать, что одного голоса представителя региона в Федеральном собрании, или депутатов регионального парламента может быть недостаточно. Сегодня председателем Совета Федерации Валентиной Ивановной Матвиенко перед верхней палатой парламента поставлена четкая задача: активнее вносить законодательные инициативы, участвовать в их разработке, отстаивать свою точку зрения, добиваться результатов, собирая для этого союзников и единомышленников. То же самое касается и регионов: надо активнее взаимодействовать с соседями, с общественностью. У Карелии есть партнеры в Парламентской Ассоциации Северо-Запада, в самой республике немало инициативных людей. Надо объединяться для отстаивания своей позиции.

Пример с обсуждением консолидированных групп налогоплательщиков доказывает: если позиция аргументирована и если удалось заручиться широкой поддержкой, то, безусловно, без внимания инициативы не останутся. Точно так же необходимо действовать и в других случаях. В Госдуме, Совете Федерации работают люди, для которых очень важно, как те или иные изменения в законодательстве отражаются на регионах. Если допущены ошибки или перегибы – их удастся исправить тем быстрее, чем больше будет активность субъектов Федерации.

- Сергей Леонидович, особенно актуальная для Карелии тема – это создание федеральной программы комплексного развития региона, над предложениями в которую сейчас работает республика. Эта инициатива, выдвинута, напомню, Госкомиссией по подготовке к празднованию 100-летия Карелии... Насколько, на ваш взгляд, велика вероятность, что предложения будут поддержаны федеральным центром и у республики появится своя программа?

- Я убежден, что иной альтернативы, кроме возрождения и развития собственной экономики, у Карелии нет. Не может быть и речи о том, чтобы, обосновывая необходимость выделения федеральных средств на развитие инфраструктуры, не поддерживать существующую экономическую базу. Поэтому задача поставлена правильная: сохранить и развивать имеющиеся предприятия, одновременно создавая условия для диверсификации экономики.

С моей точки зрения, глава Карелии, правительство республики проделали огромную работу и сейчас предпринимают все шаги, чтобы программа была разработана и утверждена. Конечно, задача непростая: реализация подобной программы требует очень масштабного финансирования, и, когда речь идет о таких средствах, понятно, потребуется немало сил, чтобы защитить и отстоять все инициативы. Хотя примеры подобных программ в России есть: программы развития Дальнего Востока, Кавказа, Калининградской области… Мы в Совете Федерации, безусловно, окажем всю необходимую помощь: понимание и реальная поддержка в федеральном центре сегодня у республики есть.

- Что в ближайших планах Совета Федерации на этот год в целом?

- Наступивший год – год судебной реформы, а также реформы прокуратуры, цель которых – усовершенствовать законодательную базу для правоохранительной системы, чтобы повысить ее эффективность в новых условиях. В том числе речь идет и о законодательстве по борьбе с терроризмом. То, какую актуальность приобрела эта задача, показала недавняя трагедия в Волгограде.

Кроме того, начинается муниципальная реформа, серьезные изменения предстоят в законодательстве о местном самоуправлении. На эту тему особое внимание обратил президент в своем Послании Федеральному собранию. Мы работаем в рамках этого послания, готовимся к выполнению этих задач. Еще раз подчеркну – важно, чтобы к участию в обсуждении и экспертизе новых законопроектов было готово и гражданское общество.

Вот, например, реформа науки – она напрямую касается, в том числе, нашего Карельского научного центра. Или реформа судебной системы – всего юридического сообщества. Ждем предложений от наших ученых, юристов, экономистов. Сейчас наметился, как сейчас модно говорить, явный тренд: законодательные инициативы с мест поддерживаются в большем объеме, это очевидно и по количеству принимаемых законов, и по доле, которую в них составляют законы, основанные на региональных предложениях. Это правильный путь: чем больше будет мнений с мест, чем шире будет обсуждение, тем более качественной будет законодательная база. Так что еще раз обращаюсь к жителям республики, экспертным сообществам: не оставайтесь равнодушными, выступайте с инициативами и идеями. Палата регионов – это, в том числе, площадка для их обсуждения. Работать над улучшением жизни в стране и республики надо всем вместе.

Наталья Овсянникова.