Сергей Катанандов: «Локомотив развития Карелии – это образованные и талантливые люди»


Одним из важнейших решений, принятых недавно российскими законодателями, стало утверждение нового закона об образовании. Своим мнением о нем, а также о результатах работы Совета Федерации РФ в весеннюю сессию этого года в целом, с «Карелией» поделился первый заместитель Комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера верхней палаты парламента Сергей Катанандов.

- В России продолжается ряд важных реформ, и работа Федерального Собрания направлена на то, чтобы обеспечить для них необходимую законодательную базу. Кроме того, серьезные процессы идут во внешней политике нашего государства, в развитии международных отношений. В весеннюю сессию под пристальным вниманием сенаторов были вопросы, связанные со вступлением России в ВТО, деятельностью Таможенного союза.

Конечно, при этом никуда не делись текущие проблемы, среди них борьба с коррупцией, состояние ЖКХ, контроль над тарифами. В том. насколько серьезно это волнует подавляющее большинство жителей России, мы постоянно убеждаемся, посещая регионы, встречаясь с населением. Люди обращаются с конкретными просьбами и предложениями, которые мы учитываем в своей работе.

В июле завершилась весенняя сессия Совета федерации. За это время прошло 11 заседаний палаты. В их ходе было одобрено два федеральных закона, 150 законов, поступивших из Государственной Думы. Проведено 9 парламентских слушаний, и столько же «круглых столов». 48 законопроектов внесено сенаторами. Из них два уже стали федеральными законами, восемь приняты Государственной Думой в первом чтении, остальные находятся в разной стадии проработки.

- В апреле этого года в Совете Федерации прошли Дни Карелии. По их итогам верхняя палата парламента приняла постановление о поддержке социально-экономического развития республики. Что это значит для нашего региона?

- В постановлении нашли отражение практически все предложения и пожелания, высказанные главой Карелии Александром Худилайненом, представителями республиканской делегации в ходе выступлений в Совете Федерации. Они касаются проблем лесного комплекса, горно-металлургического производства, реализации Пудожского мегапроекта.

Очень важно, что сенаторы поддержали подготовку к 100-летнему юбилею Карелии. Правительство республики проделало огромную работу, Президент России издал указ о создании Госкомиссии по подготовке к юбилею, которую возглавил секретарь Совета Безопасности России Николай Патрушев. Вошли в комиссию и члены Совета Федерации. Для республики масштабная программа, которая должна быть реализована к 100-летию, это уникальный шанс получить значительные федеральные средства на развитие региона. И мы очень активно участвуем в подготовке перечня мероприятий, лоббируем интересы республики на федеральном уровне.

 - Сергей Леонидович, в новый учебный год Россия вступает с новым Законом об образовании, в значительной степени меняющий подход к процессу обучения. Изменения касаются многих аспектов,- начиная от детских садов, которые наконец-то признаны обязательной частью образования, до вузовской подготовки студентов. Чем была вызвана необходимость принятия нового закона?

- Если оценивать систему образования в России в целом, то очевидно, что сейчас она уступает не только существовавшей советской системе, но и отстает от ведущих стран мира. Не случайно этот закон служил предметом долгих дискуссий, в которых участвовали все ветви власти, педагогическое сообщество, общественные организации.

Дети – наше будущее. И это не расхожая фраза, а истина. От того какими вырастут наши дети, насколько они будут образованы, зависит будущее государства. В школе главное – ребенок. А это значит, что здания должны быть отремонтированы, классы – оборудованы, обучение должно быть качественным.

И тут мы переходим к вопросу о преподавателях. Ведь от учителя, в конечном итоге, зависит качество образования. От его таланта, подготовки, профессионализма. В новом законе принципиально то, что государство вернулось в систему образования, и, как следствие, берет на себя ответственность за обеспечением педагога новыми современными пособиями, финансовой поддержкой, включая достойную оплату труда.

В законе записано, что заработная плата педагога не может быть ниже средней заработной платы по региону, это уже способно обеспечить более адекватный уровень жизни преподавателя. Если у региона не хватает денег - государство окажет поддержку. Минфин России будет обязан проводить мониторинг положения в регионах, и если у субъекта Федерации будет не хватать собственных возможностей, то оказывать поддержку бюджетной сфере. Я уверен, что соответствующие указы президента будут выполнены.

- Один из главных вопросов, который волнует всех молодых родителей, это изменение схемы финансирования дошкольного образования. Предполагается, что с января будущего года образовательные программы в детских садах будут реализовываться за счет региональных бюджетов, а содержание зданий и обеспечение детей - за счет муниципалитетов. Не приведет ли это изменение схемы к росту платы за детские сады?

- Действительно, система образования – это зона федеральной ответственности. Управлять ей могут и регионы, но финансовую составляющую гарантирует государственный бюджет.

К сожалению, я не исключаю, что на местах могут быть отдельные перегибы. Например, завышение стоимости содержания ребенка в дошкольном учреждении из-за некачественного подсчета затрат.

За этим мы будем внимательно следить. У государства есть депутатский корпус, правоохранительные органы, исполнительная власть. Есть, кому осуществлять контроль, и в случае необходимости воздействовать на ситуацию.

С другой стороны нельзя забывать о том, что муниципалитет вправе вообще освободить родителей от платы за детские сады, если семья находится в сложной жизненной ситуации, когда у родителей не хватает средств. Решение принимает соответствующая комиссия, и очень важен индивидуальный подход к каждому ребенку.

- По данным статистики из 863 нарушений по всей России во время сдачи ЕГЭ 336 случаев зафиксированы на Северном Кавказе. Купленные высокие баллы оттесняют молодежь из регионов от высшего образования. Даже появился анекдот: "На Кавказе очень хорошо учат матиграфию, геоматику, физию и химику. Атличники!". Что новый закон говорит об ЕГЭ?

- В первую очередь следует заметить, что система ЕГЭ останется. Несмотря, на отдельные недостатки, она доказала свою эффективность.

К сожалению, следует признать, что система не решила проблемы с коррупцией, которая просто перешла на другой уровень. В ряде регионов выявлены факты, когда стобалльные результаты показывает запредельное количество учеников. Но каждый такой факт тщательно проверяется надзорными органами, и об итогах этих проверок обязательно узнает общественность. Государство способно контролировать процесс и пресекать нарушения.

Большее внимание будет уделяться информационной безопасности. Комплекс этих мер дорабатывается с учетом рекомендаций экспертов, Общественной палаты. Спектр возможных решений очень широк, пока можно говорить только о некоторых. Можно создать институт федеральных наблюдателей, которые будут работать в тех или иных пунктах проведения ЕГЭ. Можно внедрить процедуру их аккредитации, установить видеокамеры. Если увидим, что регион не справляется с решением какого-то вопроса, при необходимости будем оперативно выезжать на место и разбираться в причинах. Люди должны иметь возможность обратной связи, должны знать, что если они не сумели найти правду на региональном уровне, то им поможет федеральная власть.

Напомню, наиболее престижные вузы имеют право проводить дополнительную проверку знаний учеников. Бояться ЕГЭ не нужно, в любом варианте современный человек должен быть готов к испытаниям, а для этого требуются знания. Особенно это важно для Карелии. Сейчас республика живет в условиях переходного периода, когда идет процесс трансформации экономики из сырьевой в высокотехнологичную. Так исторически сложилось, что Карелия была буферной республикой, здесь искусственно десятилетиями не развивалась инфраструктура. Карелия была территорией железного занавеса, колючей проволоки, отгораживающей Советский Союз от стран запада.

Сейчас ситуация изменилась, все предпосылки к переменам есть. Необходимы кадры. Бесспорно, большой плюс ЕГЭ в том, что он дает более широкие образовательные возможности детям из семей с низким достатком. ЕГЭ – это счастливый билет во взрослую жизнь, шанс, как говорили раньше «выбиться в люди», конечно, в первую очередь, благодаря собственному труду. При огромном расслоении, при той несправедливости распределения материальных благ, которое произошло два десятилетия назад новый закон об образовании – это один из способов добиться большего равенства возможностей в этой сфере.

- В Карелии много сельских поселений. Закрытие малокомплектных школ лишь отчасти решает тактическую задачу по некоторой экономии бюджетных средств. Вместе с тем этот процесс может стать катализатором процесса массового исхода жителей из села.

- Карелия немало сделала, чтобы сохранить сельские школы. У нас, в отличие от многих регионов, практически нет школ-интернатов. И правительство Карелии, и республиканское министерство образования очень внимательно относятся к положению малокомплектных школ.

Малокомплектные, особенно сельские школы будут работать. Реорганизация либо ликвидация любого образовательного учреждения, а не только сельского, возможна лишь после всесторонней оценки последствий. Эту оценку должны давать специальные комиссии, которые будут формироваться при участии родителей, учащихся, жителей населенного пункта. Без учета их мнения закрыть школу будет невозможно. Я не думаю, что это станет серьезной проблемой.

Другое дело, что сохраняется и «палочная» система, в данном случае - подушевое финансирование школ. Конечно, для сельских и малокомплектных школ в расчете на одного ученика будет перечисляться больше средств, но подушевое финансирование будет учитываться в межбюджетных отношениях.

- Сейчас ощущается серьезная нехватка рабочих профессий. ПТУ и техникумы, конечно, сохранились, но качество подготовки специалистов оставляет желать лучшего.

- Система профессионального образования в новом законе прописана очень подробно. В нем гарантируется как получение рабочей профессии, так и среднеспециальное образование.

Молодой человек приходит на работу с готовой профессией – сварщика, камещика третьего-четвертого разряда и может кормить семью, продолжая учебу. Следует отметить, что сама специфика рабочих профессий изменилась. Сейчас на предприятиях высокотехнологичное оборудование, компьютерная техника, и молодежь еще в процессе обучения должна получить необходимые навыки. И здесь очень важна роль системы профессионального образования. Мы рассчитываем, что все соответствующие учреждения образования будут оснащены современным оборудованием, и у них появятся соответствующие возможности.

Комитет по образованию Федерального Собрания будет внимательно следить за реализацией всех аспектов нового закона об образовании. Будет ли комфортно учителю, будет ли комфортно ребенку – эти вопросы останутся в центре нашего внимания. Обязательно станем инспектировать не только школы, но и дошкольные учреждения. В заключение хотел бы попросить всех жителей республики не оставаться в стороне, и сообщать нам обо всех замеченных недостатках. Я не исключаю того, что через некоторое время в закон придется внести какие-то коррективы.

Я бы еще раз хотел обратиться к родителям – не упустить возможность дать детям хорошее образование. Государство вкладывает в эту сферу огромные деньги. Для северных территорий с их сложнейшими условиями главный локомотив движения вперед – это люди. Талантливые, квалифицированные специалисты, обладающие самими современными знаниями и способные их реализовать для развития нашей республики.

Юрий Шляхов

Газета Карелия