20 лет избирательной системе России


Осенью 2013 года отмечается 20-летие новейшей избирательной системы Российской Федерации. Как развивался институт выборов в Карелии, вспоминает член Совета Федерации Федерального Собрания РФ Сергей Катанандов.

Сергей Катанандов: «Выборы стали цивилизованными»

- Сергей Леонидович, Вы лично, с конца 80-х годов, прошли через множество избирательных кампаний. Были депутатом, мэром, главой Карелии… Как считаете, что самое главное произошло за эти годы в развитии института выборов?

- Я благодарен за то, что мне предоставили возможность высказаться по этому вопросу, потому что считаю институт выборов одним из важнейших элементов демократии. Конечно, российская избирательная система имеет большую историю, начиная с новгородского вече, и заканчивая сегодняшним днем. Но наиболее важен, на мой взгляд, именно современный период, потому что в последние двадцать лет у нас был сформирован по-настоящему демократический институт выборов.

Первый раз я пошел на выборы в 1987 году, еще существовал Советский союз, но уже была перестройка и первые демократические веяния, и я выбирался депутатом Петрозаводского городского совета. В мою бытность сменилось три руководителя Центральной избирательной комиссии Республики Карелия, я сам прошел через множество избирательных кампаний, и ни разу у меня не было повода усомниться в профессионализме и честности работы нашей комиссии. Я всегда доверял ей на сто процентов.

Другое дело, что сама избирательная система была несовершенной. Достаточно вспомнить, что творилось на выборах в 90-е годы, когда шла острейшая политическая борьба, и чувствовалось, что наше законодательство отстает и не позволяет наказывать тех, кто ведет нечестную игру.

- Вы имеете в виду фальсификации и так называемые «черные» технологии?

- Да, конечно. Были случаи скупки голосов, фальсификаций, незаконной агитации. Мы все стали свидетелями распространения предвыборной «чернухи», - именно тогда возник этот термин. И не случайно после этого была проведена серьезная реорганизация всей избирательной системы и, в первую очередь, изменения коснулись законодательства. Государство должно было обезопасить людей от фальсификаций, и оно сделало это. Был проведен целый комплекс мер, которые, в конечном счете, сегодня позволяют проводить выборы цивилизованно.

Во-первых, это ужесточение наказания для нечистоплотных участников выборов. Вы знаете, что сейчас это вплоть до уголовного преследования. Во-вторых, это возникновение института наблюдателей и введение в состав комиссий представителей от партий. В последние годы многое удалось сделать, благодаря внедрению современных технологий - прозрачные урны, электронные комплексы обработки данных, система видеонаблюдения... Когда урна прозрачная, ты уже не вбросишь в нее десять бюллетеней вместо одного. Или когда за тобой следит камера… Все тайное в итоге становится явным. И теперь, когда все это введено, люди больше доверяют избирательной системе.

- Почему тогда с каждым годом интерес к выборам падает? Особенно это заметно на местном уровне, когда люди игнорируют выбор депутатов и глав поселений…

- Низкая явка – это следствие того, что у людей нет доверия к политикам, а не к избирательной системе. Государство наше окрепло, жизнь стала более спокойной, размеренной. И люди стали понимать, что их будущее, по большей части, зависит от выборов на федеральном уровне – от того, какой будет Госдума, кто станет президентом. А на местах, к сожалению, мы наблюдаем такую картину: хорошие люди почти не идут в политику. Идут либо те, кто пытается на ней заработать, либо дилетанты. Качество участников политических процессов снижается. Избиратели это чувствуют и не стремятся участвовать в местных выборах.

- Вы, как член Совета Федерации, участвуете в совершенствовании законодательства о выборах. Как дальше будет развиваться российская избирательная система?

- Политическая реформа не останавливается. В 2011-2012 годы, после выборов в Госдуму и выборов президента возникло много новых предложений, как эта реформа должна идти дальше. И сейчас государство продолжает совершенствовать политическую систему. Во-первых, упрощается создание новых партий. Во-вторых, меняется порядок формирования Госдумы и Совета Федерации. Как следствие, меняется законодательство о выборах. Нам предстоит в этой связи много работы.

Наталья Захарчук.