ПРОДОЛЖАЕТСЯ РАБОТА ПО ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЮ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ УРОВНЯМИ ВЛАСТИ


Совет Федерации начинает широкое обсуждение поступивших предложений по перераспределению полномочий между уровнями власти.


 


Все ветви власти единодушны в том, что существующая система разграничения полномочий выработала ресурс и необходимо формирование новой. Этими словами первый заместитель председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Сергей Катанандов предварил дискуссию за «круглым столом» по обсуждению проблем обеспечения расходных обязательств и сбалансированности бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. В работе «круглого стола» приняли участие парламентарии, представители федеральных и региональных органов государственной власти, общественных организаций и научного сообщества.

 

Не все предложения Совета Федерации в последние годы по децентрализации полномочий находили поддержку Правительства, отметил С.Катанандов. Но такова, по его словам, специфика работы Кабинета министров, который в отличие от законодателей, ориентирующихся на опережение и предлагающих новые решения, старается отработать уже существующие механизмы. Подобное соотношение подходов, сказал он, позволяет избежать скоропалительных решений.

Первый заместитель председателя Комитета СФ представил поступившие предложения по децентрализации полномочий. Отметив, что все стороны, в том числе регионы и муниципалитеты, которые, по его словам, с настороженностью относятся к этому процессу, полагая, что он может вылиться в передачу необеспеченных расходных обязательств, тем не менее, считают начавшуюся работу необходимой и важной. Это, по словам докладчика, позволяет рассчитывать на ее успех. С.Катанандов изложил позицию Совета Федерации. Перераспределение полномочий, подчеркнул он, должно происходить не только сверху вниз, но и снизу наверх. Нужно, чтобы передаваемые полномочия, заметил он, обязательно сопровождались источниками финансирования. «Требуется серьезная работа по развитию бюджетного федерализма, направленная на расширение бюджетной базы регионов, наделение их ресурсами за счет перераспределения налогов и отмену федеральных льгот, а также наделение их большей самостоятельностью в распоряжении средствами». Нужно полностью исключить, продолжал С.Катанандов, практику принятия неподкрепленных постоянными источниками финансирования законов, которые влекут увеличение региональных расходов. К децентрализации полномочий, добавил он, нужно подходить не только с позиций расширения возможностей субъектов Федерации, но и их ответственности за эффективное использование переданных полномочий. «Особенно важным мы считаем то, что конечной целью децентрализации все видят создание условий для самодостаточного развития регионов и муниципальных образований, обеспечение их финансовой самостоятельности в качестве условия сбалансированного социально-экономического развития», - заявил первый заместитель председателя Комитета СФ.

Отметив неразрывную связь региональной политики с развитием муниципальных образований, С.Катанандов подчеркнул необходимость вовлечения местного самоуправления в процесс децентрализации полномочий. Для обеспечения финансовых основ МСУ, добавил он, необходимо передать на этот уровень часть налогов и сборов, достаточных для реализации его полномочий, а также отменить федеральные льготы по местным налогам. Первый заместитель главы Комитета СФ  высказался за необходимость передачи муниципалитетам широких прав по распоряжению финансовыми ресурсами. Однако, по его словам, обязательно следует решить застарелую проблему недостатка квалифицированных специалистов на региональном уровне. 

Докладчик остановился на возможных рисках предстоящей работы. Он обратил внимание на противоречия в позициях многих участников начатого процесса. Налицо, продолжал он, разногласия между федеральными и региональными органами власти по вопросу передачи полномочий регионам как делегированных или же собственных. Субъекты Федерации, добавил С.Катанандов, считают, что они должны быть собственными и подкрепленными финансовыми ресурсами. «Полностью разделяю такой подход», - заявил он. Важным, до конца еще не решенным он назвал вопрос об источниках пополнения региональных и муниципальных бюджетов. Единства мнения по этой проблеме, по его словам, нет даже среди федеральных министерств и ведомств, хотя, добавил он, уже существуют предложения по передаче на нижестоящий уровень некоторых налогов или их части, а также сборов.

Большое внимание в своем выступлении С.Катанандов уделил проблемам перераспределения налогов между уровнями бюджетной системы страны, которое, по его словам, не столь однозначно. Спорными назвал первый заместитель председателя Комитета СФ предложения по созданию раздела консолидированных субсидий регионам на реализацию делегируемых полномочий. «Слов нет, надо повышать самостоятельность субъектов Федерации, но делать это нужно постепенно, не переходя границ разумного. Но будет ли обеспечен эффективный контроль за расходованием таких огромных средств», – задался он вопросом.   

Предложения коллег из Государственной Думы по финансовому обеспечению перераспределяемых полномочий представила заседанию заместитель председателя профильного Комитета Государственной Думы Ольга Баталина.

В ходе дискуссии ее участники отмечали, что благодаря принятым в последние годы мерам практически все субъекты РФ в настоящее время имеют бездефицитный бюджет: по состоянию на конец минувшего года у 66 субъектов Федерации отношение доходов к расходам составляло более 100 процентов и только у семи - от 92 до 98 процентов. Вместе с тем, констатировали выступавшие, кардинально изменить ситуацию в области сбалансированности бюджетной системы не удалось. Сохраняются многочисленные диспропорции - в настоящее время только 13 субъектов РФ являются регионами-донорами, а 60 получают дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Велики различия между регионами по уровню их социально-экономического развития: среднедушевые доходы населения в регионах различаются более чем в 7 раз. Такое положение обусловлено несколькими причинами, и основная среди них - несовершенство системы разграничения полномочий.

В рамках «круглого стола» были высказаны предложения, которые будут учтены при подготовке к предстоящим в Совете Федерации 28 марта парламентским слушаниям «О разграничении полномочий между органами власти и совершенствовании межбюджетных отношений», лягут в основу дальнейшей работы на этом направлении.

  • Сергей Катанандов поздравил Татьяну Игнатьеву с 60 летием 13.10.2017

    Уважаемая Татьяна Павловна! Примите самые искренние и сердечные поздравления с Днем рождения! От всей души желаю Вам крепкого здоровья, благополучия, неиссякаемой энергии и успехов во всех делах. Здоровья и удачи родным и близким.

  • Первый мэр, первый губернатор. Часть вторая 30.09.2017

          Что послужило трамплином в политической карьере Катанандова и почему она пошла на спад 27 сентября 2017 в 09:19, просмотров: 234Мы уже рассказали, как Сергей Катанандов стал мэром Петрозаводска, а после и руководителем ...