Сергей Катанандов: «Сенаторы должны быть способны защищать интересы регионов»


Сергея Катанандова жителям нашей республики представлять не нужно. Его знают все. Естественно, в основном по прежней работе на посту руководителя Карелии. Но вот уже два с лишним года Катанандов представляют регион в Совете Федерации. Причем, это, как сам шутит, «вторая ходка», он был сенатором и раньше, когда региональные главы входил в этот орган. Так что он - сенатор опытный. И разговор наш - о роли Совета Федерации в жизни общества, о ситуации в Карелии и в стране.

Фильтр при принятии законов

- Сергей Леонидович, в последнее время вокруг работы Совета Федерации много разговоров. Некоторые даже сомневаются в его целесообразности. Ответьте критикам. Как вы считаете, в чем смысл существования высшей палаты нашего парламента именно как органа, представляющего интересы регионов?

- Я думаю, что для нашего общества очень важно, чтобы оно стабилизировало ситуацию и определяло будущее длительными этапами. С моей точки зрения, Федеральное Собрание не должно реформироваться каждые несколько лет. Считаю, что даже при тех недостатках, которые можно увидеть в структуре двухпалатного парламента, резких перемен делать не стоит. Но это не означает, что Совет Федерации нельзя реформировать. Не случайно меняется порядок выборов , порядок формирования. Это нормальный процесс. Не исключаю, что и дальше будут происходить новации. Совсем недавно принят очередной закон о порядке формирования Совета Федерации, сенаторов стараются приблизить к регионам, повысить их статус и ответственность перед теми, кто их делегировал. Сам Совет Федерации выполняет важную функцию, он является последней инстанцией и определенным фильтром при принятии законов, сдерживающим фактором, который позволяет отстаивать интересы регионов. В частности, при принятии бюджета или Налогового кодекса. С приходом Валентины Матвиенко Совет Федерации укрепляется. В целом в последнее время верхняя палата Федерального Собрания становится более авторитетной.

- Напомним читателям, что представляет новый порядок формирования Совета Федерации?

- Законодательное собрание будет выбирать представителя в Совет Федерации из числа своих депутатов - это очень важно, потому, что нужно пройти выборы. Как правило, это уже известные люди. Со стороны трудно претендовать на эту роль. А губернатор будет должен обозначить, идя на выборы, трех кандидатов на пост сенатора. Одного из них он, если победит, назначит сенатором. В случае, если он по каким-то причинам не сможет продолжать эту работу, на его место поставят другого из этой тройки. Поэтому и нужны три человека, чтобы не парализовать деятельность Совета Федерации.

- Таким образом мы уходим от системы, над которой последнее время многие иронизировали - когда для того, чтобы стать сенатором, люди были вынуждены избираться депутатами сельских поселений?

- Да. И мы также уйдем от представления регионов людьми, которые бывают там редкими наездами. Лукавить не стоит - часть сенаторов попадали в наш орган благодаря каким-то личным договоренностям и явно не слишком хорошо знали свои регионы. Эта тенденция должна была измениться с точки зрения руководства страны, да и общества. Это ответ на запросы, прозвучавшие во время выборов. Сенаторы обязаны быть не просто уважаемыми людьми, но и способными защищать интересы регионов.

Исключить передачу полномочий без денег

- Если говорить о взаимоотношениях Федерации и регионов - возможно ли перераспределение полномочий и финансов для их осуществления между двумя сторонами? Много говорится о том, что часто эти полномочия передаются на местный уровень без денежного подкрепления.

- Я бы говорил тут о двух тенденциях. Хочу напомнить, что в конце прошлого года были созданы две комиссии во главе с двумя вице-премьерами - Александром Хлопониным и Дмитрием Козаком, которые должны были рекомендовать новый порядок взаимоотношений в области финансово-экономической политики между государством и регионами, а также упорядочить отношения при передаче полномочий. Комиссии эти отработали, Совет Федерации, Государственная Дума как участники этого процесса, свою точку зрения высказали. Надеюсь, что по итогам деятельности этих двух комиссий правительство все-таки примет решение. Цель - закрепить достаточное количество налогов для нормального функционирования местного самоуправления и исключить передачу полномочий без денег.

Вторая тенденция - с приходом Матвиенко в СФ создан совет по поддержке и развитию местного самоуправления. Возглавляет его сам председатель Совета Федерации. Уже прошло несколько заседаний. Лейтмотив - не допустить в будущем закрепления новых полномочий без денег. Сейчас мы над этим работаем, и это уже является основой при принятии бюджета на 2013-2015 годы. Я надеюсь, что в ближайшее время органы местного самоуправления будут поддержаны государством в большем объеме. Налоговое законодательство уже изменено в этом отношении. Практика использования местных денег для государственных нужд будет сокращаться.

- В продолжение темы - в Карелии недавно произошло две достаточно громкие отставки глав сельских поселений, которые как раз признавались в невозможности исполнять свои полномочия из-за отсутствия средств и бесконечных проверок.

- Борьба за деньги для местного самоуправления ведется очень острая. Министерство финансов находится в сложном положении. Связано это с тем, что по мнению основной части экономистов и финансистов, страна уже исчерпала возможности развиваться за счет нефте-газовых денег. У нас просто не хватает средств для развития регионов из других источников. Вы знаете, что за счет цен на нефть мы формируем два фонда - новых поколений и развития, но их можно использовать в ограниченных случаях, в период форс-мажора. Раз нефтяных денег не хватает, очевидно, что те регионы, которые развивают собственную экономику, получат больше возможностей, в том числе и для поддержки местного самоуправления. Те же, которые не развивают, медленнее будут выходить из кризиса. Поэтому рассчитывать на то, что больше не будет подобных отставок очень трудно. Но, конечно, допускать в большом количестве их нельзя. Я знаю, что каждая такая отставка в Карелии тщательно анализируется. И, конечно, на мой взгляд, причина отставок, даже более важная, чем деньги, - неуважительное отношение к местному самоуправлению со стороны вышестоящих инстанций. В первую очередь, федеральных надзорных органов. Завышенные требования, штрафы... С точки зрения Карелии, с точки зрения Совета Федерации, это неправильно. Федеральные интересы нужно защищать, но не в ущерб местным и не таким способом. Надеюсь, что в ближайшее время в этом вопросе будет порядок наведен. И хочу обратить внимание, что это проблема не только Карелии. Мы в комитете анализировали эту ситуацию и она становится критичной для страны в целом. Запредельное количество предписаний. Сегодня около триллиона рублей не хватает на то, чтобы органы местной власти решили вопросы, о которых говорят проверяющие. Этого триллиона никто не найдет. Очевидно, что придется жить в тех условиях, в которых мы находимся. Но при этом, конечно, нужно увеличивать собственные доходы. Рассчитывать на то, что только за счет федеральных средств люди будут жить лучше, слишком оптимистично.

Что нужно сделать?

- Перейдем к карельским проблемам. Бюджет будущего года в республике получается очень напряженным. Как, на ваш взгляд, разрешится вопрос с уходом налогов Костомукшского ГОКа?

- Когда мы работали, у нас был главный лозунг: «В экономике ни шагу назад». То, что нам досталось от предыдущих поколений, должно работать и развиваться. И сейчас правительство Карелии, сдерживая сокращение производств, делает то же самое. Я считаю, что это правильно. Нужно сделать все, чтобы сохранить крупные комбинаты. Вторая тема - изменение российского законодательства и связанный с этим переход ГОКа на оплату налогов в Череповец. Это федеральное решение, за ним должна последовать компенсация выпадающих доходов. Могу официально заверить жителей Карелии, что позиция руководства страны тут известна, Александр Худилайнен обсуждал этот вопрос с президентом, деньги восстановят. Минфин при утверждении бюджета России на 2013 год это подтвердил. Кстати, это касается 37 регионов, а не только Карелии. В противном случае мы бы такой бюджет не поддержали. Так что тут все ясно. А вот как сделать, чтобы собственных доходов было больше? Нужно увеличить производство на существующих предприятиях и в максимально короткие сроки строить новые предприятия. Чем, повторю, и занимается правительство Карелии.

В такой сложной ситуации, в которой мы находимся, у государства есть резерв - фонды, о которых я говорил. Надо находить влияние на федеральное правительство, чтобы они раскупоривали кубышку, если посчитают, что в республике ситуация по каким-то конъюнктурным соображениям хуже, чем в других регионах. Мы пытаемся убедить российские власти в этом. Думаю, что какие-то деньги в виде программ Карелия получит.

- Как вы считаете, упор на какие отрасли стоит делать сейчас в Карелии?

- Могу говорить об уже принятых решениях. Принята Концепция развития республики. Радует то, что поправлены ошибки двух предыдущих лет. Завиральных идей, которых мы наслушались , в этой Концепции нет. С приходом нового Главы все прояснилось. Концепция реальная, она основана на тех возможностях, которые у нас есть. Развитие традиционной экономики и новых современных отраслей. В том числе это туризм, разработка перспективных месторождений, в том числе Пудожского . Считаю, что эта Концепция позволяет нам развиваться. Но надо понимать, что ближайшие несколько лет будут трудными. Поэтому отказываться от федеральных денег или делать вид, что республика одна в состоянии справиться со всеми проблемами, нельзя. Надо, не стесняясь, утверждать федеральные программы. Тогда появятся объекты, о которых мечтают наши люди. Положим, Ледовый Дворец в Петрозаводске.

Республика сейчас накануне своего 100-летия. Надеюсь, что в ближайшее время выйдет указ Президента о подготовке празднования. Думаю, что в этих рамках вполне реально получить ощутимую федеральную поддержку. Тем более, что примеры есть - развитие Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока - все делается с участием государства.

- Хватит ли у нас средств для выполнения поручений Президента о повышении зарплат некоторым категориям бюджетников?

- Указы Президента - не только для Главы Карелии. Это сигнал для федерального центра и могу твердо сказать, что они будут выполнены. Зарплаты будут подниматься в строгом соответствии с планами, которые утвердил Президент. Если у республики не будет хватать денег, государство их добавит. Единственное, что надо понимать : те реформы, которые проводятся - вооруженных сил, полиции, здравоохранения - делаются с участием граждан. Многое зависит от того, насколько правильно распределяют средства уже на нашей территории. Поэтому хочу обратиться к жителям республики: ни один Президент, ни одно Законодательное собрание, ни одно правительство не сможет завершить преобразование страны. Мы должны делать это вместе. Видим - там, где руководители адекватно оценивают ситуацию, правильно ведут реформы, там и результат налицо. А там, где надеются на чудо, другой вариант.

Будем оказывать поддержку руководству Карелии

- Не секрет, что вы в хороших отношениях с нынешним Главой республики. Как часто встречаетесь, обсуждаете положение дел?

- Часто, у нас нет друг от друга секретов. Знакомы мы давно. Время трудное. Новой команде непросто. Мы живем в период сложнейшего мирового кризиса. Напомню - карельские предприятия работают на экспорт. А мировые цены упали. Конъюнктура сложная, конкуренция растет. Объемы производств сокращаются. В том числе и лесопромышленном, и в горном комплексе. Тем более поэтому мы, представляющие Карелию в Федеральном собрании, и Пивненко, и Федоров, и Катанандов, заинтересованы в том, чтобы республика развивалась. И будем оказывать всяческую поддержку руководству Карелии. Меня очень радует, что у Александра Петровича состоялись основные встречи - с Президентом, с председателем Совета Федерации. И уже ведется работа по итогам этих переговоров.

- В следующем году пройдут Дни Карелии в Совете Федерации. Чего вы ждете от них?

- Совет Федерации на какое-то время отказался от проведения таких региональных дней. Как правило, регионы, представляя себя, пытаются получить поддержку. Но мы как раз и добиваемся того, чтобы Совет Федерации поддерживал регионы. Поэтому работа возобновлена. К тому моменту, когда начнутся Дни Карелии, подобные мероприятия проведут уже три-четыре региона. Надеюсь, что и Карелия достойно представит свой потенциал. Будем готовить проект постановления Совета Федерации, где обозначим основные вопросы , попытаемся заручиться поддержкой сенаторов по тем направлениям, которые важны для республики.

- В наступающем году также нас ждут выборы в местном самоуправлении. В том числе мэра Петрозаводска. Есть ли у вас какие-то прогнозы по этому поводу?

- Это большое испытание. Подготовка к выборам идет полным ходом. Претензии, которые предъявляют граждане к муниципальной власти, могут привести к серьезным последствиям. Например, даже в таком благополучном городе как Костомукша, после выборов полностью сменилась власть. Уверен, что все, кто готовится к выборам, отдают себе в этом отчет. В Петрозаводске есть несколько острых проблем, решение которых уже перезрело - очистка улиц, ремонт дорог, улучшение деятельности управляющих компаний. Если действующая городская власть найдет способ в ближайшее время найти способ активизировать работу в этом направлении, то выборы пройдут спокойно. Если же все останется на нынешнем уровне, предвижу очень непростые выборы.

- Напоследок о приятном. Скоро праздники. Где собираетесь встречать Новый год?

- По традиции всегда встречаю этот праздник в кругу семьи. Традицию заложил мой отец, у него 1 января был день рождения. Мы собираемся с нашими детьми как правило. Место определим позднее. Но здесь, в Петрозаводске.

Хочу, пользуясь случаем, поздравить всех с наступающим Новым годом, пожелать хорошего настроения, везения, удачи, она для нас на Севере не лишняя. Чтобы справиться с трудностями, удача нужна.

Ирина СМИРНОВА